?

Log in

евангелие от Магдалины и монахо-монашковые кельи - LICVM CALAXIARVM CORNELIAE [entries|archive|friends|userinfo]
LICVM CALAXIARVM CORNELIAE

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

евангелие от Магдалины и монахо-монашковые кельи [Apr. 8th, 2007|06:59 am]
LICVM CALAXIARVM CORNELIAE

cornelianity

[castanedian]

Разрушение жизненного шаблона (16 июля 1961, воскресенье)

Последняя битва на Земле (24 июля 1961, понедельник)

Л.Л. Лебедев © 1991 «Наука и Религия», стр. 28: Выдать деву замуж или жениться на ней самому?

В 1-м послании апостола Павла к коринфянам есть место, которое вызывает у толкователей немалые затруднения.

Вот этот текст (в синодальном русском переводе XIX века):

< … >

(1 Кор. 7:36 — 38).

О какой деве здесь речь?

По смыслу перевода будто бы о дочери. Но что тогда означает «не будучи стесняем нуждою»? Предположить, что речь идёт о выкупе за невесту мы не можем: нет никаких сведений (и даже намёков) о существовании такого обычая в раннехристианской общине.

Перевод текста есть, в сущности, его толкование. Обратимся к каноническому церковнославянскому тексту — и обнаружим несколько иные смысловые оттенки:

«Вдаяй браку свою деву, добре творит; и не вдаяй, лучше творит».

Конечно, вдаяй браку можно понимать как «выдающий замуж», но не исключается и другое: «берущий в брак».

Споры об этом тексте начались уже давно. Знаменитый исследователь Священного Писания Тишендорф во второй половине ХIХ века произвёл филологический анализ наиболее древних из сохранившихся вариантов Нового Завета на греческом языке. В интересующем нас месте он обнаружил термин γαμιζον («гамизон»), который имеет двоякий смысл: «женить» и «жениться».

Если принять вариант «жениться», то приведённые слова апостола Павла – это свидетельство существования в раннехристианской общине обычая обручения без обязательного вступления в брак.

В этом обычае можно увидеть и отголосок еврейской традиции, позволявшей помолвленной невесте жить в доме жениха, не вступая в брак. До истечения этого срока помолвка могла быть расторгнута.

Можно жениться, но можно и «соблюдать (блюсти) свою деву». На это, конечно, способен только тот, «кто непоколебимо твёрд в сердце своём» и «не стесняем нуждою», то есть без искушений переносит воздержание. В этом же послании апостол советует даже состоящим в браке воздерживаться:

«имеющие жён должны быть как не имеющие» (1 Кор. 7:29). Тогда ожидали скорого пришествия Иисуса Христа и желали, в связи с этим, быть свободными от семейных и телесных забот. Но нельзя думать, что апостол гнушается плотью. Он поясняет, что это лишь совет, но не повеление, и предостерегает от непосильного воздержания:

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7.8)

О распространённости духовно-эротических отношений в раннехристианской общине свидетельствует другой памятник той эпохи «Пастырь Ерма» — произведение настолько в своё время популярное, что едва не вошло в состав Нового Завета.

Ерм упоминается в одном из посланий Павла (Рим. 16, 14); предание считает его одним из 70 апостолов Христа (Лк. 10, 1). Вот описание одного из видений Ерма, в котором Пастырь (видимо, сам Христос) оставляет его на ночь с десятью прекрасными девами. Они успокаивают смущённого Ерма:

« — С нами ты уснёшь как брат, а не как муж, ибо ты брат наш, и впредь мы намерены жить с тобою: очень, ведь тебя любим …

— Мне же, — говорит Ерм, — стыдно было оставаться с ними. И та, которая из них казалась первою, начала меня нежно целовать и обнимать. Прочие, видя, что она обнимает меня, и сами начали целовать меня и обводить вокруг башни, и играть со мною. Я как-то стал моложе и начал сам играть с ними. Ведь одни плясали, другие же водили хоровод, а третьи пели … И оставался с ними эту ночь и отдыхал возле башни. Ведь девы положили свои полотняные хитоны на землю и меня поместили на середине, а сами совсем ничего не делали, кроме как молились. И я с ними непрерывно молился, и не менее их. И радовались девы тому, что я так молился … »

Цитировалось по книге отца Павла Флоренского «Столп и утверждение истины», М., 1914. С. 307

linkReply